Горячая линия: +7(727)317-6460
Whatsapp: +7(707)8413920
В современной правовой действительности нередко встречаются случаи вынесения органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, должностными лицами и государственными служащими незаконных решений и совершение ими действий, нарушающих права, свободы гражданина и законные интересы юридического лица.
Гражданский процессуальный кодекс РК (ГПК РК) устанавливает процессуальный порядок защиты нарушенных прав, свобод гражданина и законных интересов юридического лица путем оспаривания незаконных решений и действий указанных лиц.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 292 ГПК РК, гражданин и юридическое лицо вправе оспорить решение, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего в суде. В случаях, когда законом установлено рассмотрение обращения вышестоящим органом, организацией, должностным лицом, комиссиями или омбудсменом, заявление гражданина и юридического лица подается в суд после соблюдения такого порядка обращения.
На практике многие юристы неправильно толкуют положения приведенной статьи и обращаются в суд с заявлением об оспаривании решений и действий частных организаций и их руководителей. К примеру, в одном споре юристы крупной теле-радио компании обратились в суд с заявлением об оспаривании ответа одного из банков второго уровня РК, приводя в качестве правового основания своего заявления п. 1 ст. 292 ГПК РК. В другом споре, юристы крупной иностранной нефтедобывающей компании обратились в суд с заявлением об оспаривании действия их контрагента по закрытию доступа к нефтяным вышкам, также ссылаясь на п. 1 ст. 292 ГПК РК.
Между тем, согласно ч. 2, ч. 3 п. 1 и п. 4 Нормативного постановления Верховного Суда РК «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан», применительно к главе 27 ГПК РК (глава 29 ныне действующего ГПК РК) под органами государственной власти следует понимать центральные и территориальные органы исполнительной ветви государственной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные Конституцией, законами, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан на осуществление от имени государства управленческих функций в административно-правовых отношениях. В соответствии со статьей 1 Закона «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» к органам местного самоуправления относятся органы, на которые возложены функции по решению вопросов местного значения (акимат, маслихат, орган местного сообщества). Решение юридического лица в организационно-правовой форме государственного предприятия, государственного учреждения, хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного или потребительского кооператива, общественного объединения может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным главой 27 ГПК РК (глава 29 ныне действующего ГПК РК), если названным юридическим лицам законом делегированы полномочия государственного органа в соответствующей сфере управления.
Из чего следует, что основываясь на положениях п. 1 ст. 292 ГПК РК могут быть оспорены только решения и действия (бездействие), принятые и совершенные при осуществлении управленческих функций в соответствующей сфере государственного управления. Решения и действия частных организаций и их руководителей, если им не были делегированы полномочия государственного органа в соответствующей сфере управления, оспорены на основании п. 1 ст. 292 ГПК РК быть не могут.
Гражданские дела по заявлениям в вышеприведенных примерах были законно и обоснованно прекращены судом на основании п. 1 ст. 277 ГПК РК. Защита интересов в суде не была осуществлена ввиду некомпетентности юристов.
В соответствии с п. 2 ст. 293 ГПК РК, не могут быть оспорены в суде на основании п. 1 ст. 292 ГПК РК:
— законы и иные нормативные правовые акты, проверка которых на соответствие нормам Конституции Республики Казахстан отнесена к исключительной компетенции Конституционного Совета Республики Казахстан;
— правовые акты индивидуального применения, в отношении которых другими законами предусмотрен иной порядок судебного обжалования;
— международные договоры;
— нормативные правовые акты, проверка которых на соответствие законам проводится в порядке, предусмотренном главой 30 ГПК РК;
— решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих, подлежащие судебному обжалованию юридическими лицами, в уставном капитале которых имеется доля государства, которые подлежат оспариванию в порядке искового производства (корпоративные споры);
— решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц, государственных служащих, подлежащие рассмотрению судом в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 294 ГПК РК, гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Отличительной особенностью производства по рассматриваемой категории дел является распределение бремени доказывания. Так, если в делах искового производства (при рассмотрении обычных исков) действует положение п. 1 ст. 73 ГПК РК, согласно которому, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то в делах по оспариванию решений и действий вышеприведенных лиц действует п. 2 той же статьи ГПК РК, согласно которому, бремя доказывания по делам, указанным в главе 29 ГПК РК (дела, основанные на п. 1 ст. 292 ГПК РК), возлагается на органы государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностных лиц и государственных служащих, чьи акты, действия (бездействие) обжалуются.
То есть лицо, подавшее заявление об оспаривании решения или действия указанных лиц, не должно доказывать, что его права, свободы и законные интересы были нарушены таким решением или действием, напротив, лицо, чье решение или действие оспаривается, должно доказать, что оно своим решением или действием не нарушило права, свободы и законные интересы заявителя. Судебная стратегия и судебное представительство должны строиться на данной особенности.
Суд рассматривает и разрешает гражданское дело по данной категории дел в течение одного месяца со дня окончания подготовки дела к судебному разбирательству, которая, в свою очередь, занимает десять рабочих дней со дня принятия заявления. Вынесенное решение суда направляется для устранения допущенных нарушений закона руководителю государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностному лицу, государственному служащему либо вышестоящему в порядке подчиненности органу в течение трех рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.
После окончания гражданского дела по данной категории дел, заявитель вправе обратиться в суд с отдельным исковым заявлением о возмещении вреда, причиненного ему в результате принятия незаконного решения, совершения незаконного действия (бездействия) государственным органом, органом местного самоуправления, общественным объединением, организацией, должностным лицом или государственным служащим.